office.uz
 
Print

Роль и влияние неимущественных материальных ресурсов на капитал предприятия


НМР (неимущественные материальные ресурсы) - интеллектуальный ресурс  (ИР) предприятия.  В состав НМР входят активы (рыночные, инфраструктурные, человеческие). Человеческие активы -  коллективные знания и творческие способности  сотрудников,   лидерские качества, навыки управления.

Объем факторов интеллекта предприятия предполагает обозначение этих факторов, их классификацию. Количественно интеллект может быть оценен по стоимости. В теории оптимальная оценка  актива  - это его рыночная стоимость на рынке. Рынки интеллектуальных факторов не развиты, не все интеллектуальные активы участвуют в коммерческом обороте. Оценка недвижимости компаний нередко не учитывает фактор НМР предприятий.

Существуют мнения, согласно которых интеллектуальный капитал фирмы определяется как разница между рыночной и бухгалтерской стоимостью фирмы, что приемлемо для развитых фондовых рынков, но это мнение не учитывает факторы недостаточности информации и ожиданий инвесторов. Для улучшения управления предприятием влияние НМР необходимо детализировать. В балансах предприятий РФ  графа «Нематериальные активы» зачастую содержит  прочерк. Учетная  политика не способствует отношению  расходов к НМА, хотя, они таковыми являются.

Методология затратного подхода является компромиссом при определении стоимости интеллектуальных ресурсов предприятия. Затратный подход подразумевает вычитание из расходов фирмы расходов, связанных с интеллектуальными активами.
Однозначное выделение  затрат на НМА затруднено. В современных условиях интеллектуальный капитал (ИК) – ведущий капитал компаний, составляющий основу развития бизнеса компаний. Функция ИК — увеличение прибыли за счет реализации знаний, обеспечивающих эффективную производственную  деятельность, а также качество управления. ИК – основа усовершенствования технологии, конкурентоспособности предприятия.  Три составляющих ИК: структурная,  человеческая, клиентская. Каждая составляющая капитала может быть заимствованной и собственной.

Человеческий капитал - опыт, знания.  Структурный капитал — это  инструкции, стандарты, положения, призы, информационные системы и т.д.

Клиентский капитал — это система отношений с клиентами (направления сбыта, брэнды, договора и т.д.).  

Функции ИК:

  • Информационные системы (создание, развитие);
  • Становление креативного типа мышления сотрудников;
  • Развитие материализации ИК  - лицензии, патенты, ноу-хау, программы; как систему.

Развитие ИК связано с инвестиционными средствами, окупаемость затрат идет при материализации капитала.

Характеристики рабочей силы при формировании ИК:

  • Здоровье, психофизиологическая устойчивость, воспитание, обеспечивающие возможность развития в труде;
  • Уровень квалификации,  профессиональная подготовка.

Но работать в сфере интеллектуальной деятельности человек может только при условии наличия выгоды (денежной, моральной).  

ИК как экономический фактор  существует  только в рыночной экономике. Проблема в оценке интеллектуально потенциала заключается в оценке износа и обесценения. С увеличением возраста работника, ценность его знаний возрастает.

Основные функции ИК:

  • накопительная;
  • производственная;
  • стимулирующая;
  • конкурентоспособность;
  • экономический рост.

Разработаны способы оценки  интеллектуальной собственности (ИС)  компаний.

Вывод относительно практики производственной деятельности заключается в том, что НМР  являются  основой выживаемость компаний в рыночных условиях. В конечном итоге оценка имущества предприятия  определяется фактором НМР.  Руководители предприятий должны правильно понимать  сущность не только имущественных активов, но и сущность НМР, влияние НМР на эффективность бизнеса.

Print  Полная версия статьи